Перейти к содержанию

Знак «Гвардия» ВМФ


Рекомендуемые сообщения

ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР № 142

19 июня 1942 г. г. Москва

Об установлении гвардейского Военно-морского флага, особого нагрудного знака и особой ленты к фуражке

Приказываю:

1. Для кораблей Военно-Морского Флота, экипажи которых удостоены гвардейского звания, установить гвардейский Военно-морской флаг согласно прилагаемым описанию и рисунку.

2.Гвардейский Военно-морской флаг, поднятый па установленном месте, считать знаменем данного корабля.

3.Для военнослужащих кораблей Военно-Морского Флота, удостоенных гвардейских званий, установить особый нагрудный знак согласно прилагаемым описанию и рисунку (для военнослужащих гвардейских частей береговой обороны и морской авиации ВМФ особый нагрудный знак установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 май 1942 г.).

4.Для военнослужащих рядового состава кораблей Военно-Морского Флота, удостоенных гвардейских званий, установить особую ленту к фуражкам, согласно прилагаемым описанию и рисунку.

5.Моему заместителю генерал-лейтенанту береговой службы Воробьеву обеспечить изготовление и снабжение Военно-Морского Флота гвардейскими Военно-морскими флагами, особыми нагрудными знаками и особыми лентами к фуражкам.

Народный Комиссар Военно-Морского Флота СССР адмирал Н. Кузнецов.

 

Для личного состава Военно-Морского Флота гвардейский нагрудный знак был учрежден 10 июня 1942 года.

 

Представлял собой прямоугольную пластинку, затянутую муаровой лентой оранжевого цвета с черными продольными полосами (традиционные цвета русской морской гвардии). Металлическая окантовка рамки была золотистой для офицерского состава и серебристой - для старшинского состава и матросов.

 

Для гвардии в Военно-морском флоте были учреждены гвардейские (георгиевские) ленты на бескозырки. Но бескозырки на флоте носили только краснофлотцы. Младший же командный состав, не говоря уже об офицерах и адмиралах, фуражки. Таким образом, отличительная принадлежность к гвардии — ленточка на бескозырке была только у матросов, т.е. у краснофлотцев, которые в лучшем случае составляли половину экипажа. Остальная половина никаких отличительных знаков не имела. Именно поэтому зародилась мысль обрамить кусок гвардейской ленты и носить ее на груди.

 

Одновременно с Наркоматом обороны разработка внешних отличий гвардии шла и в Народном комиссариате ВМФ, т.к. уже 3 апреля 1942 г. приказом НК ВМФ № 72 гвардейскими стали экипажи подводных лодок Д-3, К-22, М-171 и М-174 Северного форта, эсминца "Стойкий", линейного заградителя "Марти" и тральщика "Гафель" (Т-205) Балтийского флота, а также крейсера "Красный Кавказ" Черноморского флота. Непосредственно этой работой занимался начальник организационно-строевого управления капитан 2-го ранга Б.М. Хомич. Он предложил возродить использование георгиевской ленты для гвардейских экипажей. Оранжевая лента с тремя черными полосами, как символ пламени и порохового дыма, впервые была учреждена императрицей Екатериной II 26 ноября 1796 г. для ордена Святого великомученика и победоносца Георгия. 8 июля 1878 г. она была введена на фуражки-бескозырки Гвардейского экипажа. Эту традицию и взял за основу Хомич, разместив георгиевскую ленту на военно-морском флаге, на фуражках-бескозырках матросов и на колодочке в.качестве нагрудного знака.

Его предложения были введены приказом НК ВМФ № 142 от 19 июня 1942 г. Знак носился на правой стороне груди на уровне середины между второй и третьей пуговицами кителя, а на тужурке, форменных и фланелевых рубахах — на три сантиметра выше правого соска. Официально знак просуществовал до 1943 года, когда был заменен на единый знак "Гвардия", так как его учреждение и применение расходилось с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 мая 1942 года. Однако этот знак так привился на флоте, что его можно увидеть и на более поздних фотографиях моряков, даже на послевоенных.

Описание знака "Гвардия" для экипажей гвардейских кораблей

 

Прямоугольная колодка, имеющая параллельно верхней и нижней кромке прорези для натяжки георгиевской ленты, концы которой на обороте сшиваются. По бокам колодки сделаны прямоугольные вырезы, глубиной 2 мм. Для командного, начальствующего состава и мичманов колодка позолоченная, а для рядового состава и старшин — посеребренная. Изготовлена из латуни. Размер 22x35 мм. Крепление при помощи штифта и гайки.

post-316-1360339372_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И как водится у портных пришлось взяться за иглу, зная что Севастопольские моряки моряки изготавливали такие знаки вручную не имея под рукой сложной металлообрабатывающей техники, ограничил себя в выборе инструментов. Довольствовался зубилом, молотком, напильником и бородком. Вырубил и обточил основание знака размером 32х20 мм:

post-316-1360339947_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Просьба к участникам форума выложите фото подлинных знаков, очень хочется увидеть их хотя бы на фото. В основном попадается поддельные знаки,которые продавцы выдают за оригиналы, а выглядят те знаки ни чуть не лучше, чем моя реконструкция, одно утешает гвардейская лента подлинная.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (adeli @ Feb 8 2013, 08:23 PM)
Просьба к участникам форума выложите фото подлинных знаков, очень хочется увидеть их хотя бы на фото. В основном попадается поддельные знаки,которые продавцы выдают за оригиналы, а выглядят те знаки ни чуть не лучше, чем моя реконструкция, одно утешает гвардейская лента подлинная.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QUOTE (adeli @ Feb 8 2013, 08:19 PM)
Проделал те же операции из меди и собрал знаки: Вот результат

drinks_cheers.gif drinks_cheers.gif drinks_cheers.gif Респект! Теория проверяется практикой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...
Сборный тип Гвардейского экипаж удалось изготовить достаточно легко, а вот с типом 3 пришлось повозиться, очень трудоемкий процесс пропиливание щелей.

post-316-1363205266_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Много заготовок перепортил, фрезерного станка под рукой нет, было бы проще. И тут меня осенило, для тех кто пожелает повторить мой подвиг делюсь секретом. Размеры знака 32 на 22 мм. Понадобится отрезок латунной трубки диаметром 14-16 мм, от него нужно отпилить заготовку длиной 27-30 мм.

post-316-1363205533_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Далее, разметить о пропилить две параллельные щели, расстояние между которыми 16 мм, на половину диаметра трубки.

post-316-1363205720_thumb.jpg

Изменено пользователем adeli
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Получилась вот такая заготовка, далее обломком полотна пропиливаем щели до нужных размеров 24 мм, (ширина ленты).

post-316-1363206153_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Получилась заготовка которую нужно равномерно разметить и выпилить прямоугольник размером 22 мм высотой 32 мм шириной щели горизонтально.

post-316-1363206337_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сверлим отверстие диаметром 2,5 мм, если колодка нужна с подвеской, то нужно изготавливать заготовку с учетом петельки.

post-316-1363206567_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Удаляем все лишнее с помощью напильника и надфиля и получаем конечный результат.

post-316-1363206767_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...